9 ноября 2023   08:00

На Юг с угольком

Навалочный терминал в порту Тамань. Фото с сайта ОТЭКО


После прошлогоднего роста объем перевалки угля через порты Южного бассейна вновь снижается – не хватает провозной мощности железнодорожных подходов, а мировые цены на уголь упали. При этом транспортировку угля на наиболее перспективный на дальнем горизонте экспортный рынок – в Индию, придется осуществлять по МТК «Север–Юг».

По данным аналитического отдела «ПортНьюс», объем перевалки угля через порты Южного бассейна по итогам 2022 года вырос на 19,6% в сравнении с предыдущим годом, а по итогам 9 месяцев 2023 года, напротив, снизился на 15,7% год к году. В качестве причины снижения участники рынка называют перегрузку железнодорожной инфраструктуры с приоритетом, который отдается пассажирам, а также другим видам грузов помимо угля.

Южное направление является крайне перспективным для угольного экспорта благодаря способности портовой инфраструктуры принимать балкеры крупнейших типоразмеров, а также в связи с ожидаемым ростом поставок металлургического угля в Индию. Однако в настоящее время железнодорожные подходы к южным регионам перегружены и нуждаются в развитии.

Так, по словам начальника управления стратегии и аналитики СУЭК Игоря Куротченко, выступившего на II отраслевой конференции «Уголь 2023», уголь стоит на шестом месте в приоритете перевозок, а основной объем провозной способности железной дороги сейчас выбирает зерно.

По мнению Игоря Куротченко, дальнейшая динамика перевалки угля через порты бассейна будет определяться инвестпрограммой развития станций Приволжской железной дороги.

По мнению аналитического отдела «ПортНьюс», еще одной причиной снижения перевалки на Юге может быть конъюнктура, сложившаяся на мировом рынке угля и фрахта. Так, мировые цены на уголь резко выросли в 2022 году, однако в 2023 году столь же резко упали. Похожая динамика наблюдалась и на рынке фрахта балкеров. Соответственно, вместимость балкеров стала менее критичной для логистики грузоотправителей, что стимулировало их вернуться к перевалке через порты Северо-Запада (где принимаются менее крупные балкеры). Кроме того, Черное море является зоной военного риска, что добавляет премию к ставкам фрахта.

Как бы то ни было, Южный бассейн остается крайне перспективным для перевалки угля, поскольку здесь, в порту Тамань, обеспечена возможность приема крупнейших балкеров дедвейтом до 220 тыс. тонн. Соответственно, увеличение провозной способности железнодорожных подходов на данном направлении действительно остро необходимо.

Индия  «наше все»

Если же говорить о долгосрочной перспективе, то, по прогнозам аналитиков, потребление энергетического угля будет снижаться по всему миру, а металлургического – расти за счет Индии. Так, по прогнозу, экспорт металлургического угля из России вырастет на 63% к 2030 году и на 122% к 2050 году  в базовом сценарии.

По мнению выступившего в ходе Конференции партнера консалтинговой компании «Яков и партнеры» Виктора Суркова, Индия является практически безальтернативным рынком для поставок российского угля на долгосрочную перспективу.

«Индия  наше все. С точки зрения металлургического угля она останется «нашим всем» и к 2030 году, и к 2050 году. Но нюанс заключается в том, что в силу продолжающейся волатильности на логистических коридорах, в силу того, что металлургический уголь  конкурентный товар... то главный вопрос  как мы обеспечиваем безопасность и надежность логистики. То есть, если в энергетическом угле у нас есть возможность перенаправлять потоки, то в металлургическом такой возможности нет»,  сказал аналитик.

По мнению Виктора Суркова, для экспорта российского угля в Индию стоит рассматривать международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг». Более того, по расчетам компании, данный коридор сможет существовать только при большой загрузке экспортным российским углем.

«Коридор «СеверЮг» для угля может быть очень большим подспорьем... чтобы мы имели прогнозируемую базу расходов по логистике и себестоимости с понятным, гарантированным коридором поставки и маленьким транспортным плечом, если мы повезем по восточному маршруту коридора «СеверЮг», или даже по западному»,  считает эксперт.

Генеральный консул Индии в Санкт-Петербурге Кумар Гаурав, отвечая на вопрос «ПортНьюс» в ходе Петербургского международного газового форума-2023, сообщил, что Индия действительно крайне заинтересована в поставках российского угля, которые могут осуществляться через МТК «СеверЮг» через Астрахань и Иран с применением мультимодальных логистических схем.

«Над логистикой мы сейчас плотно работаем. Она в настоящее время довольно затратная, но я уверен, что эту задачу удастся решить, поскольку Россия — наш давний и надежный партнер и мы планируем развивать наши отношения», — сказал генеральный консул.

Однако для увеличения перевозок по МТК «СеверЮг» все так же необходимо развивать железнодорожные подходы на южном направлении.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru